+13 °С
Салкым
Антитеррор
Вань иворъёс
Лулчеберет
30 апрель 2021, 19:00

Удмуртъёслэн тулыс йылолъёссы

Сӥлы кариськом но ноку ортчытытэк ум кельтӥське Будӟинналэз. Удмуртъёс пӧртэм интыосын уло, оскон нергеоссыя но висъясько бере, Будӟиннал но турлы интыын ас сяменыз ортче, нимъёсыз но солэн пӧртэм. Праздник вуон азьын ӵектӥськом та йылол сярысь удмурт тодосчилэн Николай Анисимовлэн статьяеныз тодматскыны. Троссэ тодӥськом, асьмеос но лэсьтӥськом та нуналэ, статьяысь куд-ог интыосызлы копак паймисез но луоз, озьы вылэм шуыса.

Николай Анисимов, научный сотрудник отдела фольклористики Эстонского литературного музея
Весенние обряды удмуртов
Удмуртская Пасха имеет несколько локальных названий: Быдӟымнунал “Великий день”, Будӟиннал “Великий день”, Великтэм “от русского Великий день”, Вӧсяськоннал “День моления”, Акашка “от булгарского праздник плуга”, Паска “от русского Пасха”. В народном календаре этот праздник имеет особое значение, что отражено в самом его названии и включает целый комплекс ритуалов и обычаев. Традиционно, удмуртская Пасха проводится спустя пять или семь недель после Масленицы (Вӧй/Вӧйдыр), сейчас приурочен ко дню празднования православной Пасхи. По традиционным воззрениям удмуртов, с проведением этого ритуала начинался новый год. В каждой этнографической группе удмуртов обряд имеет свои отличительные особенности проведения, в рамках данного выступления ограничусь традицией южных и закамских удмуртов.
Главные обрядовые действия совершаются в воскресенье, им предшествует подготовительный этап, когда моют и украшают дома для праздника, который длится целую неделю.
У удмуртов-христиан в вербное воскресенье, за неделю до Пасхи старые вербные ветки заменяют на новые. Старые оставляют для первого выгона скота и домашней птицы, считая, что этим можно приумножить их приплод и защитить от дурного глаза.
Вечером накануне Великого четверга Кулэмпотонуй «Ночь выхода мертвых» или непосредственно во время Великого четверга проводят очистительный обряд. По народным представлениям в ночь на Великий четверг в мир живых проникают духи иного мира, умершие, произвольничают ведьмы и колдуны. Поэтому, чтобы защитить пространство живых от злых духов на косяки дверей и окон дома и хозяйственных построек втыкают можжевеловые или рябиновые ветки, членов семьи и животных окуривают дымом можжевеловых веток.У некоторых групп удмуртов в этот день принято также поминать умерших предков. В традиции удмуртов д. Варклед-Бодья Агрызского района Татарстана в этот день до сих пор проводится обряд инициации юношей Эру/Эрукарон «вызывание шума», а также обряд изгнания нечистой силы Шайтан уллян «Изгнание Шайтана».
В субботу перед самым главным праздником считается обязательным посещение бани. Некоторые семьи заранее красят куриные яйца, подготавливают часть праздничных блюд. Вечером на стол расстилают белую или светлых тонов скатерть, на которую на ночь ставят тарелку с крашеными яйцами, специально испеченный каравай хлеба, солонку соли, рюмку кумышки, мед, чтобы встретить святой праздник с символами достатка и изобилия.
Воскресенье считается самым главным и святым днем. В этот день не разрешалось работать. Полагали, что даже солнце в этот день восходит «играя» и «радуясь» празднику Быдӟымнунал «Великий день». За солнцем, особенно дети, наблюдали сквозь темное или закопченное стекло. У удмуртов-христиан три прошлогодних крашеных яйца, лежащие в красной углу перед иконами, заменяют на новые, старые бросают в реку с просьбами унести все горести и болезни, некоторые закапывают под плодовыми деревьями для хорошего урожая. В этот день существует примета: проснувшись утром нужно посмотреть на улицу, если увидишь мужчину, год будет удачным, если женщину, не очень; добрым знаком считалось, если в дом в этот день первым войдет мужчина. С самого утра хозяйки готовили ритуальные блюда. Утро начиналось с молитвы мужчины-хозяина с первыми блинами во дворе лицом на юг или восток. Прежде молились также в семейном святилище покчи куала. В этот день каждый должен надеть на себя какую-то новую одежду (например, рубашку, носки, платье, штаны и т.д.). У закамских удмуртов бытует интересный и приятный для детей обычай. С раннего утра родители кладут на подоконник для своих детей новую одежду с различными сладостями или в настоящее время игрушками, которые дети после пробуждения с радостью обнаруживают. Им сообщают, что это принес Тӧдь туш(-о) бабай «Белобородый дедушка», спустившись с неба на своей лестнице, имея в виду верховного бога Инмара.
В первую половину дня дети собираются в несколько команд и посещают дома жителей деревни. В традиции удмуртов-христиан, заходя в дом, говорят„Христос воскрес!“ или „Христос кулэмысь улӟыса султэм!“ („Христос воскрес“), у некрещенных удмуртов поздравляют с праздником „Быдӟым нуналэн!“ („С Великим днем!“). В ответ хозяева отвечают „Воистину воскрес!“,„Зэм ик улӟыса султэм!“ („Воистину воскрес!“) или благодарят и одаривают крашеными яйцами и сладостями. В этот же день крестным отцам и матерям принято дарить своим крестникам различные подарки, сейчас могут подарить небольшую сумму денег.
После сбора яиц и подарков дети идут на возвышенные места деревни и проводят некую игру-развлечение: с вершины холма скатывают яйца и смотрят у кого дальше всего скатится яйцо. Иногда ударяют яйцами друг о друга, выигрывает тот, у кого яйцо остается целым. Наиболее шустрые умудряются разбивать яйца об лоб своих друзей, после чего начинается шуточная погоня, чтобы ответить обидчику тем же.
Важной частью праздника является обрядовое посещение домов отдельного рода по патрилинейной группе вӧсьнергеветлон. Все одеваются в свои самые красивые наряды, женщина надевают свои украшения, как говорилось, в этот день на человеке должно быть непременно одето что-то новое. Дома своего рода посещают в строго определенном порядке – по направлению вверх по течению местной реки, как бы символически поднимаясь к богам в верхний мир, поскольку в верховьях реки находятся священные места молений. В каждом доме проходит небольшое внутриродовое моление, праздничная трапеза, гостей одаривают крашеными яйцами, детей в добавок сладостями. Во время застолья исполняется специальная ритуальная песня этого праздника быдӟымнунал гур «напев Великого дня» / вӧсьнерге гур «напев праздничного обхода рода», которую в другой день в году исполнять не разрешалось. В песне говорится об особом значении этого дня, о призыве жить в согласии и мире, о просьбе к Богу одарить людей различными благами, о спокойной и размеренной жизни. Примечательно, что у некрещенных удмуртов д. Варклед-Бодья Агрызского района Татарстана в этот день совершается также обряд инициации девушек ныл кураськон «прошение девушек» и общедеревенское моление Акашка.
Прежде обряд Акашка «Праздник плуга» праздновали на следующий день после Быдӟымнунал «Великий день». Юноши соревновались верхом на конях, объезжали деревню, иногда умудрялись верхом на коне войти в дом, где коня, как и наездника, угощали кумышкой и блинами. Старшее поколение гостевали друг у друга, трапезничали и исполняли обрядовый напев этого праздника акашка гур «напев праздника плуга». Этот обряд знаменовал начало нового сезона, выхода на поле, являлся праздником встречи весны.
В традиции закамских (восточных) удмуртов спустя три-четыре дня после Быдӟыннал «Великий день» проводили весеннее ряженье Ошорок, который также входил в обрядовую неделю празднования. Старушки рядились в отрепья, надевали вывернутые наизнанку шубы, мазали лицо сажей. В руки брали палку, к поясу привязывали морковь, репу, демонстрируя “мужские гениталии”. Иногда они были вырезаны из дерева. Изображая коней с возгласами “И-го-го!” и подпрыгивая, гоняясь за молодыми парнями, валяли их, подтыкая палками или морковью. То же самое проделывали с молодицами. Попавшихся навстречу мужчин пытались раздеть донага, имитируя насилие. В это время “ржали, как лошади”, пели нецензурные песни или проговаривали устойчивое выражение о назначении своих поступков (“Кидыс виятӥськом, кидыс!” “Семена рассыпаем (букв.: заставляем течь), семена!”). Согласно веровованиям, проведение обряда способствовало изгнанию болезней, всего плохого, приплоду скота, росту растений. Сейчас этот обряд уже не проводится давно, однако сохраняется в памяти старшего поколения.
В настоящее время многие обряды и обычаи не проводятся, некоторые этапы обрядов проходят в упрощенном, сокращенном виде, но несмотря на это, особое отношение к празднику сохраняется до сих пор.
Литература:
Татьяна Владыкина, Удмуртский фольклорный миротекст: образ, символ, ритуал: монография. УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. Ижевск, Издательство МонПоражён 2018.
Татьяна Миннияхметова, Календарные обряды закамских удмуртов: Монография. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН 2000.
Читайте нас: