УдмуртскаяМасленицаВӧйдыр
Удмуртская масленицаВӧй«букв. масло»(вӧйдыр«букв. масленое время», вӧйпырон-потон«букв. вход в масленое время/выход из масленого времени», вӧйкелян«проводы масленого времени») праздновалась через 7–8 недель после Нового года, в конце февраля – начале марта. Выбиралась такая неделя, когда луна убывала и нарождалась новая.Празднование начиналось обычно в четверг и заканчивалось в воскресенье или понедельник, иногда подготовка и проведение масленицы занимали около двух недель.
Перед масленичной неделей обязательно мылись в бане, «чтобы в весну перейти чистыми и очиститься от всех болезней и грехов». В это же время сжигали одежду больных людей, чтобы предотвратить дальнейшие болезни. С утра в каждом доме пекли хлеб, блины, готовили мясные блюда. В четверг начиналосьгостеваниев кругу своих родственников, продолжавшееся несколько дней. В каждом доме дарили различные подарки (к примеру, платок, фартук, рубаху), которые после ношения через несколько дней возвращали хозяину завернув в нее подарок.
Разгар масленичного веселья достигал лишь в воскресенье, который воспринимался днем проводом Масленицы. К этому дню наряжали лошадей: к дугам подвязывали колокольчики, вышитые головные полотенца; в гривы вплетали ленты; на лошадей накидывали домотканые покрывала, кое-кто даже надевал на лошадь штаны. Ездили в кошевках на подушках, заезжали на лошадях прямо во дворы и катались по двору. Иногда в сани ставили железную печку, растапливали ее и, впрягшись в сани, приплясывая, тащили их по деревне. На улице, в конце деревни, жгли солому и катались на лошадях или на санках по этому огню. По деревне в этот день ходили с факелами. Могли сооружать качели и качаться.
Во время Масленицы катались на лыжах, салазках, специально приспособленных скамейках, прялках, санях, валялись в снегу. Считалось, что у того, кто дальше всех прокатится на прялке, уродится конопля. К Масленице изготавливают специальную куклу, которую в некоторых районах Удмуртии называют Кабыста/Кубыста/Огистаапай «тетя Капуста». Эту куклу возили на санях по деревне и скатывали в овраг, сейчас повсеместно сжигают. В гуляниях принимали участие также ряженые. В течение празднования Масленицы исполнялись различные песни, в том числе свадебные и песни с фривольным текстом.
В первую половину понедельника молодежь молча каталась по улицам деревни на санях с использованными вениками, которые потом выбрасывали за пределами поселения. Во второй половине дня женщины вместе с выпивкой и корешками хрена обходили дворы деревни. Они угощали мужчин брагой или пивом и на закуску давали откусить корешок хрена, обращаясь при этом: «Это все, что осталось от Масленицы!»
Катание в масленицу, валяние в снегу, обрядовая трапеза с коллективом родственников, "угощение" умерших сородичей знаменовали конец долгого и трудного зимнего периода, наступление весны с ее заботами. Первоначально они имели магический характер и были призваны обеспечить получение нового урожая. С середины XX в. над магическим смыслом этих обрядов уже не всегда задумывались, а просто развлекались, веселились. В настоящее время этот обряд существенно изменился: теперь Масленицу нередко называют «Проводы русской зимы», трансформировалась структура праздника, ушло магическое содержание праздника.
Николай Анисимов, Эстонский литературный музей.